Инициатива Председателя правления НП «ТСО» Александра Александровича Хуруджи, в разработке которой Холдинг компаний "Энергия" принимал непосредственное участие, рассматривается в ходе деятельности межведомственной рабочей группы «Повышение доступности энергетической инфраструктуры России» с участием представителей Минэнерго, Минэкономразвития, ФАС, ФСТ, Всемирного Банка, Холдинга «МРСК», Системного оператора, Совета рынка, партии «Деловая Россия», представителей генерирующих компаний, крупных потребителей и территориальных сетевых организаций.
Цель инициативы: Снижение срока фактического технологического присоединения до 7 дней, систематизация экологических и иных требований к источникам автономного энергоснабжения, повышение резервов автономной мощности на случай ЧС.
Предпосылки возникновения инициативы:
- Большое количество разрозненных источников автономного питания (в дальнейшем Оборудование), зачастую неиспользуемых.
- Единичные случаи предоставления услуг аренды Оборудования.
- Отсутствие единой базы для получения информации о наличии свободного и сроках высвобождения задействованного Оборудования.
- На время проведения процедур по ТП, предприниматель остаётся без электроэнергии, а в некоторых случаях вынужден нести расходы на приобретение, монтаж, согласование и последующее обслуживание Оборудования.
- Аренда Оборудования, а тем более его приобретение - это затратный с экономической точки зрения механизм, заставляющий предпринимателя заниматься непрофильным видом деятельности.
- В Территориальных сетевых организациях (ТСО) отсутствуют экономические стимулы для более скорого техприсоединения потребителя по постоянной схеме.
- Бессистемно ввозимое Оборудование зачастую не соответствует требованиям по безопасности, надёжности, топливной экономичности и экологическим нормативам.
- Стоимость топлива для автономных источников энергоснабжения достаточно высока, так для дизель- и бензо-генераторов в стоимость топлива включены затраты на содержание дорог.
Функции Оператора автономного энергоснабжения:
- Отобрать наиболее качественные и подходящие для Российских условий эксплуатации модели Оборудования с возможностью дальнейшего его производства и обслуживания в России.
- За счёт эффекта большого объёма закупок получить уменьшение стоимости, в том числе с применением возможных льгот по НДС и т.п., поскольку это часть инфраструктурного проекта.
- Привлечь длинные и дешёвые деньги от ВЭБ и т.п. на приобретение Оборудования и формирование функций оператора.
- Передать в лизинг указанное Оборудование частникам, обладателям франшиз вместе с материалами обучения по обслуживанию этого Оборудования.
- Производить учёт (логистику), наличие занятых и свободных источников резервного питания (не только своих и франчайзинговых, но и всех пожелавших работать на условиях вхождение в систему оператора резервного питания).
- В случае возникновения чрезвычайной ситуации отвечать за резерв питания и его переброску в необходимое место (повысит надёжность энергосистемы РФ в целом).
- Утверждение типовых решений по автономному энергоснабжению с контролирующими органами, с целью снижения, либо исключения административных барьеров по согласованию.
- Достижение условий, при которых стоимость для потребителя по временному питанию, не выше чем 30% от существующего по постоянной схеме питания.
- Предоставление (по аналогии льгот фермерским хозяйствам) квот на покупку топлива эксплуатирующим данное Оборудования лицам по льготной цене, не включающей стоимость содержания дорожной инфраструктуры.
Порядок ускоренного присоединения в рамках реализации указанной инициативы
- Заявка на техприсоединение к электросети.
- Электросетевая организация рассчитывает сроки осуществления техприсоединения в соответствии с законодательством РФ о присоединении по постоянной схеме.
- Потребителю предоставляется выбор осуществления присоединения по постоянной схеме, после выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в указные в ТУ сроки, либо по ускоренной временной схеме с применением источника автономного энергоснабжения со сроком подачи напряжения через одну неделю, сразу после выполнения мероприятий, прописанных в ТУ со стороны потребителя.
- В случае выбора ускоренного присоединения с использованием автономных источников питания, ТСО обязуется обеспечить контроль выполнения потребителем его части ТУ и возможность подключения к автономному источнику электроснабжения.
- Подписание договора на первый этап между потребителем и ТСО.
- Монтаж и запуск Оборудования, работа по первому этапу.
- Переход на электроснабжение по постоянной схеме, после выполнения сетевой организацией своей части технических условий (закрепить в законодательстве, что если в установленный срок ТСО не уложилась, то все расходы в стоимости конечного кВт*ч свыше сложившегося по постоянной схеме энергоснабжения принимает на себя ТСО, виновная в нарушении срока)
Преимущества сторон:
Преимущества для потребителя, готового на оплату дополнительной надбавки за стоимость электроэнергии, получаемой от автономных источников:
- возможность моментального запуска своего бизнеса;
- гарантированное обеспечение бизнеса электроэнергией по обычной стоимости с момента, оговоренного в качестве срока на переход к постоянной схеме энергоснабжения, независимо от того успело или нет ТСО осуществить монтаж сетей до точки подключения со стороны сетевой организации.
Преимущества для ТСО:
- избавляются от отвлечения сил и средств на ответы по судебным искам и оборотным штрафом от Федеральной антимонопольной службы, за невыполнение обязательств по своевременному подключению заявителя;
- появляется возможность коммерческого применения резервных источников автономного энергоснабжения, имеющегося на балансе сетевых организаций на случай чрезвычайных ситуаций, и поддержанию реальных практических навыков персонала, обеспечивающего эксплуатацию данного оборудования