Утверждены
НАЦИОНАЛЬНЫМ СОВЕТОМ
ПО ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Протокол № 2 от 18 ноября 2008 г.
Минимальные нормативы при планировании оценочных работ в Российской Федерации (далее по тексту – «МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ») разработаны Комитетом по этике в соответствии с решением Общего собрания НАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТА ПО ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Протокол № 2 от 11.09.08 г.)
- «МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ» определяют нижнюю границу затрат в человеко-часах, обеспечивающих качественное оказание оценочных услуг силами членов СРО оценщиков, имеющих достаточный практический опыт, при безусловном выполнении требований законов РФ, касающихся оценочной деятельности, и Федеральных стандартов оценки.
- «МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ» задают четкий ориентир для всех добросовестных участников рынка оценки по рекомендуемым минимальным затратам ресурсов на проведение оценочных работ и являются одним из средств искоренения демпинга как недопустимого инструмента конкурентной борьбы и одного из основных источников снижения качества оценочных работ.
- «МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ» определяют минимальные затраты ресурсов для стандартных объектов оценки.
- Затраты ресурсов на исследование объектов оценки и сбор иной исходной информации, необходимой для выполнения оценки, могут составлять, в зависимости от типа и сложности объекта оценки, от 20 до 150% от «МИНИМАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ».
- «МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ» в дальнейшем могут дополняться и корректироваться в соответствии с текущей ситуацией на рынке оценки.
| № | Объект оценки | Единица измерения | Рекомендуемые минимальные затраты в человеко-часах | Ограничения по трудоемкости работ |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Недвижимость | ||||
| 1. | Квартиры 1, без расчетов стоимости выполненных ремонтов | 1 объект | 4 | |
| 2. | Жилые дома и коттеджи 1, 2 | 1 объект | 12 | |
| 3. | Здания и помещения, завершенные строительством 1, 2, 3 | |||
| <1000 м2 | 1 объект |
30 |
||
| от 1000 до 5000 м2 | 1 объект | 60 | ||
| от 5000 до 10000 м2 | 1 объект | 120 | ||
| >10000 м2 | 1 объект | 240 | ||
| 4. | Сооружения и передаточные устройства городской инфраструктуры 3 | 1 объект | 10 | отчет - не менее 30 чел.-час |
| 5. | Сооружения и передаточные устройства магистральных сетей 3 | 1 объект | 25 | отчет - не менее 60 чел.-час |
| 6. | Земельные участки: | |||
| городского назначения | отчет - не менее 60 чел.-час | |||
| - до 0,2 га | 1 участок | 20 | ||
| - от 0,2 га до 0,5 га | 1 участок | 50 | ||
| - от 0,5 га до 1,0 га | 1 участок | 90 | ||
| - от 1,0 га до 5,0 га | 1 участок | 120 | ||
| - от 5,0 га до 10,0 га | 1 участок | 150 | ||
| - свыше 10,0 га | 1 участок | 180 | ||
| сельхозугодия | отчет - не менее 40 чел.-час | |||
| - до 0,2 га | 1 участок | 1 | ||
| - от 0,2 га до 0,5 га | 1 участок | 2,5 | ||
| - от 0,5 га до 1,0 га | 1 участок | 4,5 | ||
| - от 1,0 га до 5,0 га | 1 участок | 6 | ||
| - от 5,0 га до 10,0 га | 1 участок | 7,5 | ||
| - свыше 10,0 га | 1 участок | 9 | ||
| лесные угодья | отчет - не менее 40 чел.-час | |||
| - до 0,2 га | 1 участок | 2 | ||
| - от 0,2 га до 0,5 га | 1 участок | 5 | ||
| - от 0,5 га до 1,0 га | 1 участок | 9 | ||
| - от 1,0 га до 5,0 га | 1 участок | 12 | ||
| - от 5,0 га до 10,0 га | 1 участок | 15 | ||
| - свыше 10,0 га | 1 участок | 18 | ||
| иного назначения | отчет - не менее 20 чел.-час | |||
| - до 0,2 га | 1 участок | 10 | ||
| - от 0,2 га до 0,5 га | 1 участок | 25 | ||
| - от 0,5 га до 1,0 га | 1 участок | 45 | ||
| - от 1,0 га до 5,0 га | 1 участок | 60 | ||
| - от 5,0 га до 10,0 га | 1 участок | 75 | ||
| - свыше 10,0 га | 1 участок | 90 | ||
| 7. | Зеленые насаждения и благоустройства территории | 0,01 га | 0,5 | отчет - не менее 10 чел.-час |
| Транспортные средства | ||||
| 8. | Автотранспортные средства:4 | |||
| отечественные | 1 штука | 2 | ||
| импортные | 1 штука | 3 | ||
| специальные | 1 штука | 5 | ||
| 9. | Железнодорожный транспорт:4 | |||
| отечественный | 1 штука | 10 | ||
| импортный | 1 штука | 15 | ||
| 10. | Морские и речные суда, отнесенные к недвижимости:4 | |||
| океанские лайнеры | 1 штука | 80 | ||
| танкеры, сухогрузы | 1 штука | 40 | ||
| суда речного флота | 1 штука | 30 | ||
| баржи и буксиры | 1 штука | 20 | ||
| 11. | Самолеты, отнесенные к недвижимости:4 | |||
| отечественные | 1 штука | 40 | ||
| импортные | 1 штука | 50 | ||
| 12. | Вертолеты, отнесенные к недвижимости:4 | |||
| отечественные | 1 штука | 30 | ||
| импортные | 1 штука | 40 | ||
| Машины и оборудование | ||||
| 13. | Серийное технологическое оборудование: 4 | |||
| 1-10 единиц | 1 единица | 1-2 за ед. | ||
| 10-100 единиц | 1 единица | 0,5-1 за ед. | ||
| > 100 единиц | 1 единица | 0,5 за ед. | ||
| 14. | Специальное оборудование 5 | 1 единица | 6 | |
|
15. |
Технологическая линия:4 | |||
| универсальная | 1 единица | 40 | ||
| специальная | 1 единица | 50 | ||
| технологический комплекс | 1 единица | 70 | ||
| 16. | Оргтехника, вычислительная техника, средства связи 4 | 1 единица | 1 | |
|
17. |
Строительная и дорожная техника, подъемно-транспортные машины 4 | 1 штука | 4 | |
| Интеллектуальная собственность | ||||
| 18. | Объекты интеллектуальной собственности | |||
| Промышленные образцы | 1 объект | 10 | ||
| Патенты, товарные знаки | 1 объект | 20 | ||
| Компьютерные программы и базы данных | 1 объект | 30 | ||
| Техническая и технологическая документация | 1 объект | 40 | ||
| Ноу-хау, НИОКР | 1 объект | 60 | ||
| Бизнес | ||||
| 19. | Действующие предприятия или пакеты некотируемых акций предприятий 5, 8 | |||
| мелкое | 1 объект | 50 | ||
| среднее | 1 объект | 100 | ||
| крупное | 1 объект | 200 | ||
| крупнейшее | 1 объект | 600 | ||
| 20. | Вновь созданные предприятия или предприятия с приостановленной деятельностью5, 8 | |||
| мелкое | 1 объект | 45 | ||
| среднее | 1 объект | 90 | ||
| крупное | 1 объект | 180 | ||
| крупнейшее | 1 объект | 400 | ||
| 21. | Банки, акции банков 6, 8 | |||
| мелкий | 1 объект | 100 | ||
| средний | 1 объект | 200 | ||
| крупный | 1 объект | 400 | ||
| крупнейший | 1 объект | 600 | ||
| 22. | Месторождения, лицензии на разработку месторождений 7 | |||
| мелкое | 1 штука | 100 | ||
| среднее | 1 штука | 200 | ||
| крупное | 1 штука | 400 | ||
| уникальное | 1 штука | 800 | ||
| Драгоценные камни и ювелирные изделия | ||||
| 23. | Полный объем экспертно-оценочных услуг с выдачей Экспертного заключения о стоимости ювелирного изделия. | 1 объект | 4 | |
| Услуги | ||||
| 24. | Оценка стоимости услуг (например, при процессинге, толлинге и т.д.)9 | 1 объект | 70 | |
| Инвестиционные проекты | ||||
| 25. | Оценка инвестиционного проекта | 1 объект | 250 | |
| МСФО | ||||
| 26. | Оценка для целей МСФО 8 | |||
| мелкая бизнес-единица | 1 объект | 50 | ||
| средняя бизнес-единица | 1 объект | 100 | ||
| крупная бизнес-единица | 1 объект | 200 | ||
| крупнейшая бизнес-единица | 1 объект | 600 | ||
1. Стандартные квартиры, дома и простые коттеджи. Для элитных квартир и домов, дорогих коттеджей, а также объектов недвижимости, представляющих историческую ценность, трудозатраты определяются расчетным путем, с учетом сложности объекта. Аналогичным образом рассчитываются трудозатраты для нестандартных ситуаций при оценке нежилых помещений и других объектов оценки.
2. Для объектов, не завершенных строительством, вводится повышающий коэффициент 2,0.
3. При оценке полной восстановительной стоимости с целью переоценки используется понижающий коэффициент 0,7.
4. При оценке рыночной стоимости новых объектов используется понижающий коэффициент 0,7.
5. Классификация предприятий по объему выручки:
o Мелкие – до 100 млн. руб.;
o Средние – от 100 млн. до 1 млрд. руб.;
o Крупные – от 1 до 10 млрд. руб.;
o Крупнейшие – более 10 млрд. руб. (определяется с использованием нормативов для крупных предприятий с повышающим коэффициентом, по договоренности в зависимости от сложности работ).
6. Классификация банков по величине активов:
o Мелкие – до 100 млн. руб.;
o Средние – от 100 млн. до 1 млрд. руб.;
o Крупные – от 1 до 10 млрд. руб.;
o Крупнейшие – более 10 млрд. руб. (определяется с использованием нормативов для крупных предприятий с повышающим коэффициентом, по договоренности в зависимости от сложности работ).
7. Для разрабатываемых месторождений вводится повышающий коэффициент от 1,5 до 3,0.
8. При оценке для целей МСФО под 1 объектом понимаются активы одной бизнес-единицы. Расчетная стоимость человеко-часа принимается равной стоимости оценки соответствующего бизнеса.
9. Без учета затрат на оплату труда привлекаемых специалистов-экспертов.
Примечания
- Рекомендуемые стоимости 1-го человеко-часа оценщика для различных видов оценочных работ рассчитываются методом ресурсного моделирования и ежегодно утверждаются НАЦИОНАЛЬНЫМ СОВЕТОМ.
- При оценке информации, прав требования, обязательств (долгов) и иных объектов гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте, затраты ресурсов определяются индивидуально.


